Проект освещения – это инструмент, который не только отвечает эстетическим ожиданиям, но и помогает человеку в жизни. Ричард Келли по праву считается родоначальником «световой архитектуры» и профессионального светодизайна. Этот американский архитектор произвел революцию в подходе к освещению, ведь в далеких 1930-х не существовало понятия «архитектурное освещение».
Проект освещения – это инструмент, который не только отвечает эстетическим ожиданиям, но и помогает человеку в жизни. Ричард Келли по праву считается родоначальником «световой архитектуры» и профессионального светодизайна. Этот американский архитектор произвел революцию в подходе к освещению, ведь в далеких 1930-х не существовало понятия «архитектурное освещение».
С раннего возраста Келли проводил эксперименты с освещением. Например, пытался изменить подсветку в доме родителей: на кухне старался выделить рабочую поверхность, в детской комнате украсил потолок «звездным небом» из маленьких лампочек, а портреты, висевшие в доме, подчеркнул акцентным светом.
По мнению Келли правильное освещение должно учитывать все аспекты жизни: физическую активность, вкусы человека, материальную составляющую, а также пожелания.
Атмосфера имела для Келли центральное значение. Он настаивал на том, что общее настроение или эмоциональную атмосферу окружающей среды можно резко изменить, при помощи трех принципов.
Атмосфера помещения
Помимо технических характеристик Келли учитывал и так называемую «атмосферу помещения», которая может влиять на настроение и самочувствие человека. По его мнению, световые проекты должны складываться при взаимодействии всех типов освещения. Более того, нужно учитывать степень использования каждого из них. Например, над рабочей зоной не следует делать декоративные светильники, а в спальной зоне – яркий белый свет.
Он также был одним из первых сторонников дневного освещения и считал, что естественный свет является основным типом освещения, определяющим пространство, а электрическое освещение должно играть дополнительную роль. Такой многоуровневый подход позволил создать решения, которые сбалансировали как внутреннее, так и внешнее освещение.
Основа архитектурного освещения
В 1952 году в Кливленде прошло заседание Американского института архитекторов, где Ричард Келли провел лекцию на тему «Освещение как неотъемлемая часть архитектуры», где заявил, что разработал основу архитектурного освещения. Он разделил освещение на 3 подвида:
- Ambient luminescence – фоновое освещение, которое помогает для восприятия окружающей среды
- Focal Glow – акцентное освещение, выделяющее определенную область и зонирующее пространство. Например, напольная лампа в комнате, которая делает зону спальни уютнее и визуально теплее.
- Play of brilliants – декоративное освещение, которое цепляет внимание. Например, подсветка витража с мозаикой.
Новаторский подход
Келли создал уникальный словарь современного архитектурного освещения, который учитывал материальную палитру модернизма — стекло, сталь и бетон — и особые проблемы, с которыми сталкиваются эти «современные» материалы (особенно с отражением).
Нововведения Ричарда Келли:
- Адаптация освещения под новые материалы
- Разработка освещения под архитектурные концепции в интерьере
- Четкие архитектурные термины
Основной своей задачей Келли считал способность «подчеркнуть нужное светом». До него никто не делал световых проектов и тем более не выделял отдельные области светом. При помощи своего метода Келли создал проект освещения «стеклянного дома», которые в 1950-х стали невероятно модными. Такое освещение могло подчеркивать строгие формы из стекла и бетона, а также добавлять уюта в, казалось бы, холодные материалы. Например, светодизайнер решил освещать дом снаружи, а не изнутри, подсвечивая газоны и деревья. Часть света попадала в дом, тем самым подчеркивая уют и атмосферу.
Именно благодаря нововведениям Ричарда Келли города «перестали спать по ночам». Безусловно, самым ярким стал проект освещения небоскреба Seagram Building, который был отмечен журналом Architectural Forum как одно из самых хорошо освещенных зданий. Главная задумка Ричарда Келли – Towers of light – заключалась в том, чтобы осветить максимально большое пространство внутри.
В художественном музее Kimbell в Техасе Келли продемонстрировал акцентное освещение. Он выделил объекты на выставках, от чего картины и статуи стали производить на посетителей неизгладимое впечатление.
Ресторан Philip Johnson's Four Seasons и театр New York State Theater в Нью-Йорке стали образцовыми проектами, которые до сих пор поражают посетителей своей красотой и стильным дизайном освещения.